В целях реализации распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-9 от 3 февраля 2020 г. субъектам Российской Федерации, вошедших в список регионов, в 47 регионах России будут созданы Экостанции, на базе которых будут открыты новые места для реализации дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности.
Экостанция – принципиально новая образовательная модель в дополнительном естественнонаучном образовании детей. Это «некоммерческая организация (или отдельное структурное подразделение организации, созданное в том числе на базе государственной образовательной организации), осуществляющая образовательную деятельность по реализации дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности в качестве основного вида деятельности».
Экостанция предполагает образовательную деятельность с детьми от 5 до 18 лет (в том числе с детьми ОВЗ и детьми с инвалидностью), а также работу с родительским сообществом, студенческой молодёжью, выступающей в статусе наставников (тьютеров) Экостанции, руководителями, специалистами и педагогами сферы дополнительного образования детей естественнонаучной направленности в рамках организации дополнительного профессионального образования.
Экостанция, как инновационная (опорная) площадка, оснащенная высокотехнологичным оборудованием, будет ориентирована на формирование у детей навыков и компетенций по приоритетным направлениям развития науки и технологий в области биологии, экологии, природопользования и охраны окружающей среды.
Экостанция выступает «координатором развития направлений по экологии и охраны окружающей среды, сельского хозяйства и лесного дела в системе дополнительного образования детей естественнонаучной направленности» в субъекте Российской Федерации. Это означает, что она координирует образовательный процесс в рамках ДОД ЕН в конкретном регионе, реализуя программы, обобщая опыт и тиражируя лучшие образовательные практики.
Цель Экостанции – создание условий по формированию у детей и молодежи естественнонаучной грамотности, удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии, а также подготовка кадрового резерва для работы в сфере актуальных и перспективных профессий в естественнонаучной сфере.